вторник

Факторы защиты от фагоцитоза

Биологические функции пептидогликана достаточно хорошо известны. Поскольку пептидогликан является константной структурой, встречающейся у большинства вирулентных и ави-рулентных бактерий, иммунная система многоклеточных орга­низмов хорошо с ней знакома и активно на нее отвечает.

Пептидогликаны обладают митогенным эффектом, стиму­лируют выработку иммуноглобулинов и могут запускать реак­ции активации комплемента. Полагают, что пептидогликаны могут включать как альтернативный, так и классический путь активации.

Основной же эффект пептидогликанов связывают с актива­цией макрофагов. Макрофаги имеют на своей мембране высо­коаффинные рецепторы к бактериальному пептидогликану и при их активации, возникающей в результате связывания, усиленно вырабатывают провоспалительные цитокины (TNFa, IFN-y, IL-1). Секретируемые цитокины оказывают регулирую­щее действие и на другие клетки (Т, В и NK). На Т-клетках так­же обнаружены рецепторы к пептидогликану.

Высокомолекулярные структуры пептидогликана, выде­ленные из некоторых бактерий и кокков, обладают выражен­ным пирогенным эффектом. Однако пока не вполне понятно, с какими структурами молекулы он связан.

Патогенетические свойства пептидогликанов, по всей ви­димости, обусловлены их активирующим воздействием на сис­тему иммунитета. Большие количества пептидогликана чрез­мерно активируют клетку, что в конечном итоге и приводит к извращению и ингибиции многих реакций иммунитета (по типу обратной связи). Кроме того, плотные структуры пепти­догликана повышают физическую устойчивость бактерий к по­вреждающим факторам внешней среды.

 Факторы защиты от фагоцитоза и внеклеточного цитолиза

Функция защиты от фагоцитоза -— важнейшая в механизме противостояния иммунитету для многих возбудителей. При этом преодоление киллерных механизмов, развиваемых фаго­цитом, может происходить на различных этапах и довольно ча­сто дублируется.

Несмотря на то, что механизмы, позволяющие возбудите­лям ускользать от действия фагоцитов, еше во многом не ясны, все-таки можно проследить какие-то обшие тенденции в этом процессе. Прежде всего, в противодействии механизмам фаго­цитарной адгезии и поглощения решающую роль играют капсу­лы и капсулоподобные структуры микроорганизмов. Можно оп­ределить их основные функции в качестве факторов патогенности.

Во-первых, капсулы экранируют иммуноактивные структу­ры бактериальной клетки.

Во-вторых, вещества, входящие в состав капсул, обладают, как правило, сильными гидрофильными свойствами. Извест­но, что чем гидрофильнее объект, тем труднее он поддается фа­гоцитозу. Таким образом, гидрофильность, обусловленная кап­сулой, защищает бактерию от фагоцитоза.

В-третьих, легкая отделяемость капсульных структур и сли­зи от бактериальной клетки обусловливает ложную связь фагоцита и возбудителя. Это происходит потому, что лиганд, связав­ший фагоцит с возбудителем, вернее, с его капсулой, практиче­ски не фиксируется на бактериальной клетке, и возбудитель «ускользает» от фагоцитоза.

В-четвертых, капсула может защищать клетку возбудителя от токсичных продуктов респираторного взрыва, гидролитиче­ских ферментов лизосом и гранул лейкоцитов.